Previous Entry Share Next Entry
sobteo

Историческое сознание А.М. Горького (VI)



Крах Школы на Капри Горький переживает очень тяжело. Но своих исторических исследований он не прекращает, благо каприйская библиотека писателя богата на исторические труды. Горький возвращается к историческим исследованиям в попытках уловить закономерности в историческом развитии России. На Капри он сравнивал различные исторические концепции, подробно останавливаясь на изучении периодов «выхода» народной энергии - революционных всплесков и народных бунтов. Объекты изучения – труды Т. Маколея, Ф.Шлоссера, Ф.Моммсена, Ж.Мишле, Г.Бокля, Г.Фереро, С.Соловьева, В.Ключевского, С.Платонова.

В этот период Горький вновь обращается к многотомному труду Э.Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». 23 июля 1911 г. Горький в письме к Захарову по сути выражает свое переживание истории: «Рекомендую — начните с истории: с древних писателей, «отцов истории»: Геродота, Фукидида, Ливия, Тацита и так далее до Моммзена, Гиббона, они Вас научат, что надо читать попутно с ними, и приведут Вас—к самому себе. Это — самое главное: найдите в хаосе событий самого себя и поставьте свою волю в ряд воль, творящих общечеловечье, доброе, против воль, препятствующих этому великому творчеству, в коем и заключен смысл жизни».

Продолжение следует

Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10,Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22


  • 1
Про волю как неоднозначно☺

  • 1
?

Log in

No account? Create an account