?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
sobteo

Коммунистическая доктрина А.М. Горького. Богоборчество. Продолжение

М. Горький. Фотография. 1886 г.

Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Необычайно одаренный мальчик Алексей, с детства «мучавший» взрослых недетскими вопросами, мог получить ответы на свои вопросы только в рамках такого мироощущения: «Бабушкин Бог был понятен мне и не страшен, но перед Ним нельзя было лгать, — стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд. И я никогда не лгал бабушке. Было просто невозможно скрыть что- либо от этого доброго Бога, и, кажется, даже не возникало желания скрывать… Дед водил меня в церковь: по субботам – ко всенощной, по праздникам – к поздней обедне. Я и во храме разделял, когда какому Богу молятся: все, что читают священник и дьячок, — это дедову Богу, а певчие поют всегда бабушкину.

Я, конечно, грубо выражаю то детское различие между богами, которое, помню, тревожно раздвояло мою душу, но дедов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: Он не любил никого, следил за всем строгим оком, Он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что Он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать. В те дни мысли и чувства о Боге были главной пищей моей души, самым красивым в жизни, — все же иные впечатления обижали меня своей жестокостью и грязью, возбуждая отвращение и злость. Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, — Бог бабушки, такой милый друг всему живому. И, конечно, меня не мог не тревожить вопрос: как же это дед не видит доброго Бога».

С детства в своих мечтательных размышлениях Алексей желал «дойти до бабушкина бога, до ее богородицы и сказать ей всю правду о том, как плохо живут люди, как нехорошо, обидно хоронят они друг друга в дрянном песке... И сколько вообще обидного на земле, чего вовсе не нужно. Если богородица поверит мне, пусть даст такой ум, чтоб я мог всё устроить иначе, получше как-нибудь».

Тяжело переживающий «грязь» жизни и окружающий мещанский быт юноша, подобно Ивану Карамазову (по форме, а не по содержанию), «возвращает свой билет» Богу. И вот уже нет прежних религиозных переживаний, уже «похоронно гудят колокола церквей, - этот унылый звон всегда в памяти уха», ложась «пригнетающим медным осадком поверх всех впечатлений». Но невозможно так просто вытравить «главную пищу души» и Алексей «примыкает» на время к старообрядцам, работая в мастерской иконописи. Он считал их тогда своими учителями жизни: «среди скучной и бессовестной действительности, -они показались …людьми великой духовной силы, лучшими людьми земли». Пешкова привлекает близкий ему дух бунтарства старообрядцев.

Но и это пристанище души было недолгим – Алексей не видит в старообрядчестве борьбу против мерзостей жизни. «Это крепкая вера, но застывшая во времени и погрязшая в обидах, озлоблении и зависти, а главное в этой тёмной вере слишком мало лучей любви». И как признается позже Горький: «Но для того, чтобы убедиться в этом, мне пришлось пережить много тяжелых лет, многое сломать в душе своей, выбросить из памяти». Единственными надежными учителями жизни для Алеши Пешкова оставались книги, формирующие его идеалы и наставнически помогающие жить.

Продолжение следует


  • 1

Испорчу Вам всё дальнейшее повествование

Ведь "Мать" Горького - это повествование о Богородице.
Цитаты:
Ведь это - как новый бог родится людям!
«Сыновнее слово бросить? В такие руки…»
Слово сына моего
- Душу воскресшую - не убьют!

Re: Испорчу Вам всё дальнейшее повествование

За мотив - Вам отдельное человеческое "спасибо"!

А так - я не очень понял, в каком месте Вы что-то испортили.

Объясните поподробнее, будьте любезны - с чувством, с толком, с расстановкой!


Re: Испорчу Вам всё дальнейшее повествование

Забежал вперёд.
А про мотив я не понял.

Re: Испорчу Вам всё дальнейшее повествование

Испорчу Вам всё дальнейшее повествование - это не мотив?)

Re: Испорчу Вам всё дальнейшее повествование

Просто дурной характер.

Re: Испорчу Вам всё дальнейшее повествование

Бывает.

Я вот тож не согласен с "богоборчеством"
Если Достоевский так подробно и со смаком описывал "возвращение билета" Иваном Карамазовым - это ж не значит что Достоевский был богоборцем.
Потому что у Достоевского был еще и Алёша, Карамазов-то.
Который сказал, что росказни его брата - скорее хвала Богу, а не хула.
И у Горького "Девушка и Смерть" была, которая вовсе не хула и не богоборчество
В общем, не могу тут с Вами во всем согласиться, товарищ дорогой
:-)


  • 1