Previous Entry Share Next Entry
sobteo

Историческое сознание А.М. Горького (VII)



В каприйской библиотеке Горького есть и издание книги «Римская история» Ф. Моммсена, в которой Горький подчеркивает следующие слова, которые напрямую относятся к мыслям Горького относительно реализации коммунистической доктрины: «в какой мере в духе римлян было нивелирование человеческой личности, а в духе греков — ее свободное развитие».

В этих строках работы Моммзена, выделенных Горьким, отражаются его мысли, которые будут центральной темой его публицистики – здесь и осознание формулы «коммунизм – пробуждение и раскрепощение высших творческих способностей в КАЖДОМ человеке» наряду с революцией, неприятие методов которой вылилось в работу «Несвоевременные мысли»; и размышление о социализме как новой религии, о соотношении между разумом и верой.

В «богостроительский» период Горький параллельно с работами Богданова и Луначарского изучает «Курс русской истории» проф. В.Ключевского. Исследователь личности Горького Лидия Спиридонова отмечает, что возможно наложение рассуждений Богданова и Ключевского порождает интерес Горького к понятию «нация». И Ключевский и Богданов рассматривали исторический процесс с точки зрения столкновения человеческих воль с природой. Так, Ключевский считал, что историю конкретной нации строят «личность, людское общество и природа страны».

Горький в 1910-х углубляется в изучение роли наций в историческом процессе. Л. Спиридонова связывает этот факт с осмыслением роли первой русской революции в Истории России. В России философы, религиозные деятели расходились в выборе направлений дальнейшего развития страны. Горький же оставался верен революционной идее и в письме от 7 января 1910 г. к А.Амфитеатрову подчеркивал: «Большевизм мне дорог, поскольку его делают монисты, как социализм дорог и важен именно потому, что он единственный путь, коим человек скорее придет к наиболее полному и глубокому сознанию своего личного человечьего достоинства. Иного пути не вижу. Иного пути – не вижу. Все иные пути – от мира, один этот – в мир. Требуется, чтоб человек, однажды, сказал сам себе: аз есмь создатель мира. Именно отсюда -- и только отсюда! -- может родиться новый человек и новая история. Не трогайте мой социализм».

Народ, превращение русского народа в исторический субъект – это занимает мысли Горького в посткаприйский период жизни и творчества. Но для этого, по мнению Горького, «надо начинать с азбуки – познания народной среды, в коей мы живем, коя создала и привила нам все свои достоинства, а крепче их – свои недостатки, из коих – главный суть – пассивизм». Это отрывок из письма писателя А.М.Устинову, который пытался воплотить в жизнь идею Горького об издании Истории русского народа. Данное издание, по замыслу автора, должна была в противовес «царским» историкам дать понимание не «о том, что, зачем и как люди делали, а о том - с чем, с какими силами и мечтами подходили к работе». Замысел Горького так и не был осуществлен, однако Горький не оставил затею и воплотил ее в цикле очерков «По Руси».

Заострение внимания Горького на субъектности русских логично приводит его к изучению вопроса о противопоставлении Востока и Запада и заключению о том, что есть народы России. Горький изучает работы Данилевского «Россия и Запад» и десятки других источников по данному вопросу. «Кульминация» размышлений Горького по данному вопросу – статья «Две души».

Продолжение следует


Ссылки на предыдущие части исследования: Введение; Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10,Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15, Часть 16, Часть 17, Часть 18, Часть 19, Часть 20, Часть 21, Часть 22, Часть 23


?

Log in

No account? Create an account